Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений в российской экономике увеличивает потребность в оценке бизнеса. Компания всегда имеет ценность, которую необходимо знать, чтобы иметь возможность принимать обоснованные решения в процессе заключения с ней сделки. Оценка компаний — сложный процесс. Бизнес – это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Его основная цель – получение прибыли. Предприниматель имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, продуктом со всеми присущими ему свойствами. Как и у любого товара, у бизнеса есть цель для покупателя. Во-первых, он должен удовлетворять потребности в доходах. Как и любой другой товар, полезность бизнеса находится в использовании. Поэтому, если бизнес не приносит доход собственнику, он теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то видит новые способы его использования, другие возможности для получения дохода, то бизнес становится товаром.
Любой бизнес имеет свою экономическую и организационную форму в виде компании. Таким образом, компания является организационно-экономической формой существования бизнеса, а потому ей присущи и названные характеристики бизнеса как продукта.
К такому предприятию, как недвижимый комплекс, относятся все виды активов, предназначенных для его деятельности: земля, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукция, нематериальные активы, долевые обязательства.
Оценка компании означает определение в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной ценой и должна отражать как свойства компании, так и товара, то есть его полезность и затраты, необходимые для реализации этой полезности.
Оценка компании, как правило, подчинена решению конкретной и конкретной задачи. Наиболее типичными случаями, когда необходимо оценить стоимость бизнеса, являются: продажа бизнеса; продажа части имущества компании (земли, зданий, сооружений); реорганизация (слияние, разделение, присоединение и т.п.) и ликвидация общества, осуществляемая как по решению его собственников, так и по решению третейского суда в случае банкротства общества; купля-продажа акций компаний на рынке ценных бумаг; купля-продажа доли вклада в уставный капитал полного товарищества или общества с ограниченной ответственностью.
1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД (МЕТОД РЫНКА КАПИТАЛА). ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА.
Экономическое содержание сравнительного подхода заключается в том, что выбирается предприятие, которое недавно было продано или акции которого имеют рыночную котировку.
Метод рынка капитала, или метод компании-аналога, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Метод рынка капитала заключается в том, чтобы, опираясь на текущие или прогнозные (на момент ожидаемой перепродажи) оценки величин чистой (за вычетом задолженности) балансовой стоимости, прибыли или денежного потока (сальдо «реальных денег») рассматриваемого предприятия, определить его обоснованную рыночную стоимость по аналогии с соотношением в настоящее время этих показателей и цен на акции (фактически реализованные в составе многочисленных мелких перепродававшихся пакетов акций) у сходных (принадлежащих к той же отрасли) предприятий. При этом в качестве сходных предприятий берутся фирмы данной отрасли, чьи акции ликвидны (подвижность, мобильность активов предприятий) и достаточно надежно котируются на биржевом или внебиржевом фондовом рынке. По сходным предприятиям в форме открытых акционерных обществ информация об их активах, прибылях и производном от них показателе денежного потока (о способах его расчета здесь смотри ниже) каким-либо образом публикуется и доступна оценщику (например, в виде издаваемых открытыми акционерными обществами финансовых отчетов и проспектов эмиссии - либо в форме копий финансовых отчетов, которые по запросам «общественности» открытые акционерные общества по закону обязаны предоставлять).
При отборе предприятий-аналогов учитываются следующие признаки сопоставимости: тождество производимой продукции; тождество объема и качества производимой продукции; идентичность изучаемых периодов; тождество стадий развития предприятий (например, стадии роста или упадка) и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вертакова, Ю. В. Оценка и управление стоимостью предприятия : учебное пособие / Ю.В. Вертакова, О.Е. Пирогова, В.А. Плотников. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 175 с.
2. Царев, В.В. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов по специальностям 080105 «Финансы и кредит» и 090109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/ В.В. Царев, А.А. Кантарович. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 575 с.
3. Чеботарев, Н. Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) : учебник для бакалавров / Н. Ф. Чеботарев. — 4-е изд., стер. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 252 с.
4. Шовхалов, Ш. А. Оценка бизнеса : учебное пособие / Ш. А. Шовхалов. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2019. - 104 с.
5. Щербакова, Н. А. Оценка бизнеса : учебное пособие / Н. А. Щербакова. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2018. - 100 с.
6. http://center-yf.ru/data/ip/Metody-ocenki-biznesa.php
7. http://businessval.ru/adept/business/method-compare