Фрагмент для ознакомления
2
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
4-6 лет
Пояснительная записка
Актуальное обоснование программы.
Известно, что дошкольная пора - старт к развитию личности, во многом определяющий дальнейший жизненный путь человека. Это период начального знакомства с окружающим миром, культурой, общечеловеческими ценностями, приобретения навыков и умений.
Самым ответственным периодом для развития ребенка, является предшкольный период, когда ребенка необходимо морально и физически подготовить к переходу на другой социальный статус «школьник». В этот период необходимо акцентировать внимание на развитии мелкой моторики, речи, коммуникабельности, способности задерживать внимание от 15 до 20 минут, на обучении навыкам пользования письменными принадлежностями, наблюдательности и организованности.
Отсюда и возникает необходимость обучения дошкольников по программам, обеспечивающим преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Методологическая основа программы, ее цели и задачи.
Педагогический процесс раннего развития детей строится в соответствии с принципами:
– подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками;
- бережное отношение к каждому воспитаннику;
- индивидуализация и дифференциация обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого;
- системность и последовательность, обеспечивающих взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений;
-сочетание игровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности.
Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей.
Главная цель программы:
Всестороннее развитие детей дошкольного возраста, основанное на развивающем обучении, личностном подходе к ребенку.
Основные задачи программы:
1. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием.
2. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.
3. Развитие наглядно-образного и логического мышления, внимания, памяти, сообразительности, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
4. Воспитание у детей эстетического отношения к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.
5. Воспитание у детей чувства коллективизма, уважения к педагогам и взрослым людям, приучение детей к дисциплине, навыкам самообслуживания.
6. Создание в группе благоприятных психолого-педагогических условий для творческой самореализации каждого ребёнка.
Организация образовательного процесса.
Формы занятий – групповые, с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Число обучающихся в группе тесно связано с психическими и возрастными особенностями детей: 5-6 человек - для детей 4-5 лет; 6-7 человек - для детей 6 лет.
Продолжительность одного занятия в соответствии с нормами СанПиН составляет 30 минут. Во время занятий предусмотрены 5 минутный перерыв для снятия напряжения и отдыха. Между занятиями одного дня, предусмотрен 5 минутный перерыв.
Максимальная дневная нагрузка для детей – 2 занятия.
Максимальная недельная нагрузка: 4 занятия.
Анализ словесного портрета подростка Пети
Уровень физического развития Пети соответствует возрасту. Школа играет в жизни подростка важную роль по нескольким причинам:
- во-первых, он сын учительницы, ее помощник и защитник, а значит чувствует ответственность за свои поступки;
- во-вторых, чувствуется, что у него заниженная самооценка (слезы из-за двоек, ровное и справедливое отношение ко всем ребятам, но нет упоминания о том, что у мальчика были лучшие друзья. Нет упоминания и том, общается ли он с одноклассниками после школы.
Круг интересов ребенка достаточно обширен. Отмечается, что он знает и умеет больше, чем требует школьная программа. Однако чувствуется, что Пете не хватает внимания дома. Скорее всего мама как учитель постоянно занята, а отцу нет до ребенка дела, поэтому никто не помогает ему в выполнении домашнего задания по предметам. 5-классникам, несмотря на то, что они начинают считать себя взрослыми все еще нужна поддержка со стороны взрослых, возможность спросить, если непонятно и т.п.
Статус ребенка в классе – «принятый». Одноклассники с ним общаются, ценят его справедливое отношение к другим. Однако, как уже отмечалось выше, настоящих друзей в классе, с которыми бы он общался вне школы, нет.
Из-за того, что отец пьет, Пете пришлось повзрослеть раньше других ребят. От чувствует свою ответственность за мать, защищает ее, т.е. выполняет взрослые обязанности.
Отношения к взрослым и со взрослыми у подростка сложные, хотя сразу об этом и не скажешь. Петя подсознательно ищет одобрения со стороны взрослых, именно поэтому он старается хорошо учиться. С другой стороны, ребенок бессознательно ощущает себя взрослее других детей, поэтому тянется к взрослым охотнее.
Физкультуру ребенок любит, ему нравится играть в волейбол и пинг-понг. Физически он ни в чем не уступает своим сверстникам.
Скорее всего положительные качества подростка будут развиваться и в старших классах. Сможет ли он учиться лучше – во многом зависит от отношения учителей. Пете явно не хватает внимания на уроках, возможно требуется позаниматься с ним индивидуально, чтобы разобраться в том, что он не понимает. Если запустить ситуацию, ребенок может потерять интерес к учению.
Кроме того, нужно предпринять шаги, которые помогут ему повысить самооценку. Так, например, учитель на уроке физкультуры может чаще предлагать ему роль своего помощника, чтобы Петя осознал свою значимость.
Показать больше