Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важность исторического значения итогов перестройки связана с уяснением процессов, происходящих в современной России. Современная история нашей страны уходит корнями в период советской истории. Многие события, происходящие в настоящее время, часто предопределяются экономическим положением, сложившимся перед развалом СССР. Многие проблемы советской хозяйственной системы, которые волновали страну во время перестройки, являются актуальными и сейчас.
К середине 80-х годов СССР подошел в острой необходимости реформ. Будь то идеология, чей проигрыш в сравнении с западными установками стал все более очевиден благодаря глобализации мира или экономика, чей плановый характер давно расписался в неспособности удовлетворить потребности советского гражданина, но теперь еще и проигрывал в гонке вооружений – главном поле битвы с Западом. Конечно, ни одна сфера внутренней и внешней политики не могла быть оставлена без внимания, если бы кто-то собрался проводить действительно серьезные реформы. Однако предшественники Михаила Горбачева не смогли выработать последовательный и масштабный план реформ, ограничиваясь отдельными законами и распоряжениями, которые не могли оказать существенного влияния на положение Советского Союза.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в годы перестройки сильным изменениям подверглись все отрасли права.
Целью настоящей работы является анализ развития правовой системы в период перестройки.
Развитие правовой системы в период перестройки
Период перестройки начался в 1985 году, когда генеральным секретарем партии был избран Михаил Сергеевич Горбачев. На первом же своем Пленуме ЦК КПСС он обнародовал курс на «ускорение социально-экономического развития» страны. Им была представлена доктрина перестройки.
Первый этап перестройки, так называемое «ускорение», относится к периоду с 1985 по 1987 годы. Новый курс перестройки был начат в 1987 году, руководством СССР была предпринята переоценка целей проведения перестройки. С 1989 года начинается третий этап перестройки. В русле политической реформы учрежден высший законодательный орган Съезд народных депутатов.
В 1985 году новый Генеральный секретарь ЦК КПСС, выступая с докладом на пленуме партии, объявил о необходимости «добиться существенного ускорения социально-экономического прогресса», «приведя формы социалистического хозяйствования в соответствие с современными условиями и потребностями». Последовавший за этим почти двухлетний период осторожных реформ принято так и называть «ускорением» .
Заметим, что и сам Горбачев не ставил перед СССР задачи коренного изменения всей экономической системы, а лишь предлагал обновить уже существующую, учитывая изменения в мировом хозяйстве. Это видно, если обратиться к конкретным мерам, принятым для «обновления» социализма в СССР. Основной задачей стало обновление кадров, долгие годы находившихся у власти во времена «брежневского застоя» и имевшим стойкое предубеждение против любого рода реформ. За несколько лет сменился весь состав Президиума Совета Министров СССР, министром иностранных дел стал Эдуард Шеварднадзе, а секретарем московского городского комитета партии – Борис Ельцин.
Кадровые перестановки были обусловлены тем, что от экономической мотивации делался переход в область политики и государственного строительства: «линия на демократизацию, создание нового механизма управления и хозяйствования открывают возможность добиться правильного сочетания политического руководства с активной ролью государственных органов, профсоюзов и других общественных организаций».
Название политического доклада М. С. Горбачёва на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС «О перестройке и кадровой политике партии» очень примечательно, ведь партия заговорила о кадровой политике, что является одним из главных инструментов удержания и осуществления власти. Новации январского пленума заключались в повсеместном введении принципа выборности, который при своей реализации должен был вступить в противоречие с принципом номенклатуры: «…назрела необходимость перемен, демократизации процесса формирования руководящих кадров на основе повсеместного применения выборных начал» .
На январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС было сказано о необходимости совершенствовать избирательную систему. Предложение заключалось в следующем: на собраниях и на предвыборных совещаниях должны были обсуждаться несколько кандидатур, выборы проходили бы по более крупным избирательным округам. Предполагалось вынести на всенародное обсуждение проект закона «О выборах». Принцип демократизации заключался бы в выдвижении на руководящие посты беспартийных товарищей. Реализация же этих принципов, как сообщал в докладе на пленуме М. С. Горбачёв, могла бы стать первым шагом на пути дальнейшей демократизации процесса формирования и функционирования органов государственной власти.
Вслед за кадровыми переменами последовали другие. Не менее важным М. Горбачев считал борьбу с алкоголизмом, принявшем к концу 1970-х годов серьезные масштабы. Однако непоследовательность и резкость этой реформы подорвали доверие к проводимому государством курсу: хоть потребление алкоголя на душу население уменьшилось (примерно на 4-5 литров, по разным данным) значительно возросло подпольное производство алкоголя, в то время, как официальные продажи резко сократились, что привело к огромным очередям .
Значительным отходом от предыдущих установок стал закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», призванный взять под контроль разросшуюся теневую экономику СССР. Обновилась и программа партии. Основной задачей теперь было не «построение коммунизма», а «совершенствование социализма». Однако после провала антиалкогольной кампании стало понятно, что применяемые методы не приносят достаточно эффективных мер. Советский Союз нуждался в более глубоких реформах, что стало особенно очевидным после аварии на Чернобыльской АЭС и падения цен на нефть, ударившими по и без того истощенной экономике.
Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», по сути представлял собой первую попытку юридической формализации уже сложившейся системы практик и легализации (пусть даже путем постановки под контроль) подпольного бизнеса. Тем самым доминирующий актор de facto отказывался от жесткого директивного контроля, допуская возможность существования автономных экономических субъектов.
В целях ускорения экономического роста был осуществлен ряд шагов, имевших чрезвычайно важные последствия с точки зрения функционирования института собственности. Во-первых, после принятия законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О кооперации в СССР», а также Постановления Совета Министров СССР «О создании
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Быстренко В.И. Правовая основа разрушения СССР // Успехи современной науки. 2016. Т. 3. № 9. С. 81-86.
2. Грицай П.П. Причины и задачи перестройки в СССР // Лучшая студенческая статья 2019. сборник статей XXVI Международного научно-исследовательского конкурса: в 2 ч. 2019. С. 90-94.
3. Дерябина Е.С. Особенности отечественного гражданского законодательства в конце 80-Х - НАЧ. 90-Х ГГ. XX века // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 4 (30). С. 6-15.
4. Мурюкина Е.В. Нормативно-правовая основа реформы образования периода «перестройки» в СССР // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве. Сборник научных статей VI Международной научно-методической конференции. Редколлегия: С.В. Венидиктов [и др.]. 2019. С. 88-94.
5. Соколова Т.Л. Антиалкогольная кампания в СССР в годы перестройки: к историографии проблемы // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 451. С. 158-163.
6. Тапдыглы А.В.К., Евсюкова Н.В. Общественно-политическая ситуация в СССР в период перестройки во второй половине 80-х годов // Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований. 2019. С. 434-436.
7. Ткачева Т.А., Абрамова К.А., Ершов Б.А. Значение и главные итоги перестройки // Проблемы социальных и гуманитарных наук. 2018. № 2 (15). С. 102-108.
8. Хупова М.М. Изменение внутриполитического курса СССР во времена перестройки // Скиф. Вопросы